Справочная система сервера | Статистическая база данных | Экспресс-анализ Периодические издания | Специальные материалы | Архивы | АЛ "Веди"

Российский банковский кризис в июне 2004 г. — локальный кризис или среднесрочная тенденция?

Алексей Ведев, Аналитическая лаборатория "Веди"
АЛ Веди
Другие оперативные материалы


В первой половине июня 2004 г. российская банковская система в известной степени испытала локальный кризис, который может быть идентифицирован как "кризис доверия". Кризис был спровоцирован отзывом лицензий на банковскую деятельность отдельных средних по размеру капитала частных российских коммерческих банков (Содбизнесбанка и банка "Кредитраст")и был вызван общей нестабильностью на рынке межбанковских кредитов. Его содержанием явилось ограничение/закрытие лимитов по межбанковским кредитам, а последствиями — значительный рост процентных ставок по межбанковским кредитам, отток вкладов физических и юридических лиц из российской банковской системы одновременно со смещением структуры банковских вкладов в пользу депозитов в иностранной валюте.

Очевидно, что нестабильность в российской банковской системе и на национальных финансовых рынках будет преодолена до конца июня 2004 г. — доминирующее положение здесь ЦБР и Министерства финансов РФ позволяет российским денежным властям держать ситуацию под контролем (учитывая объем накопленных валютных резервов РФ и профицит федерального бюджета). Ключевым же, в условиях сохранения стабильности финансовой сферы (в рамках реализации денежной политики), является вопрос о дальнейших перспективах развития банковской системы: был ли данный кризис системным и прогнозируемым в рамках некого среднесрочного сценария либо он был случайным и спровоцированным частным случаем в рамках существующей структуры банковской системы.

Российская банковская система в текущий момент практически полностью восстановила свои позиции после системного финансового кризиса в августе 1998 г. (по меньшей мере, по основным показателям). Ее нынешнее состояние позволяет выделить в ней три сегмента коммерческих банков, оперирующих на внутреннем рынке банковских услуг.

В первый сектор входят "государственные банки" — коммерческие кредитные учреждения, в большей или меньшей степени зависящие от участия в их текущей деятельности государства. Эти банки отличает прямое участие в их уставном капитале государства (Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ и прочие более мелкие банки) либо косвенное воздействие последнего на их политику через предприятия и организации, контролируемые государством (например, через РАО "Газпром" и Газпромбанк и др). Данный сектор банков характеризуется:

Второй сектор составляют так называемые иностранные банки (сразу отметим, что под "иностранными банками" подразумеваются иностранные предприятия, учредителями которых выступают иностранные банки). Эти кредитные организации являются не филиалами иностранных банков, а их "дочками" — ООО со 100%-ным участием аналогичных зарубежных финансовых институтов. Банки этой категории последовательно активизируют свою деятельность (начиная с 2001 г.) на внутреннем рынке банковских услуг и характеризуются:

Эффективность деятельности отдельных банков на российском рынке (прибыль к капиталу в %)

  2002 г. 2003 г.
Российские банки
Международный промышленный банк 45.5 39.4
Сбербанк РФ* 30.2 26.7
Газпромбанк* 13.2 19.6
Банк Москвы 10.2 18.0
Внешторгбанк* 22.1 17.9
Росбанк 16.5 9.6
МДМ-банк 1.7 7.5
Альфабанк 1.6 1.3
Иностранные банки
Raiffeisenbank 49.4 66.7
Commerzbank (Eurasia) 33.6 65.5
International Moscow Bank 31.5 52.8
ABN AMRO (Eurasia) 48.0 36.0
Citibank 39.6 31.0
CSFB 36.1 21.8
* — Банки, контролируемые государством. Эффективность ряда иностранных банков существенно выше, нежели частных или государственных банков
Источник: данные по балансу отдельных банков, расчеты АЛ "Веди"

Третий сектор составляют российские частные банки. Исторически (в процессе переходного периода России в 1988—2004 гг.) сложилось так, что эти банки занимают значительный сектор банковских услуг на внутреннем рынке, а их число достаточно велико даже по международным меркам (более 1 тыс.). Тем не менее возможность их выживания и дальнейшего развития в условиях общего развития национальной банковской системы достаточно ограниченна в силу действия следующих факторов:

Сегментация отечественной банковской системы определяет среднесрочную тенденцию ее развития. В этих условиях доминирующее положение на внутреннем рынке банковских услуг будет принадлежать банкам, контролируемым государством и зарубежными финансовыми институтами. Эти кредитные организации располагают относительно дешевыми и долгосрочными пассивами, значительным банковским капиталом, возможностью привлечения внешних ресурсов, контролируют рынки наиболее привлекательных кредитов и финансовых инструментов. Напротив, частные российские коммерческие банки последовательно вытесняются с наиболее привлекательных сегментов внутреннего финансового рынка, а их риски возрастают. Подобное положение провоцирует череду кризисов именно в секторе частных российских коммерческих банков - первый из них и наблюдался в июне 2004 г.

Многие аналитики пытаются сравнивать нынешний банковский кризис с аналогичным кризисом в августе 1995 г. Формально тогда наблюдались снижение темпов инфляции, стабилизация обменного курса рубля, наметились первые очертания новой финансовой системы, основу которой составляли формирующиеся коммерческие банки и интенсивно развивающиеся финансовые рынки. Однако тогда кризис банковской системы явился следствием "истерии сбережений" (обусловленной высокими процентными ставками, предлагавшимися многочисленными "финансовыми пирамидами") а также инвестиционной политики ряда коммерческих банков, ориентированной на вложения в активы с высокими рисками. В настоящий же момент ситуация принципиально иная — фундаментальные экономические показатели развития России стабильно позитивны, инфляция находится на низком уровне, стабильность обменного курса рубля определяется не развитием долговой экономики, а положительным сальдо внешней торговли. Объективно нет никаких предпосылок возникновения локального банковского кризиса — за исключением причин, содержащихся именно в самой банковской системе либо в политике органов, регулирующих их деятельность.

Таким образом, банковский кризис в конце мая — начале июня 2004 г. представляется кризисом локальным, затрагивающим лишь отдельный сегмент национальной банковской сферы — частных коммерческих банков. Вследствие его локальности воздействие данного кризиса на экономику России минимально, равно как и на состояние финансовой сферы. Тем не менее лишний раз он подтверждает реализацию представленного выше сценария — усиление влияния государственных и иностранных банков, сохранение позиций крупнейших частных банков наряду с ухудшением условий деятельности средних и мелких частных кредитных учреждений.

Все эти события лишний раз подтверждают актуальность задачи, стоящей перед Центральным банком РФ, - выработки среднесрочной программы развития национальной банковской системы и проведения постоянного контроля за деятельностью отдельных коммерческих банков. Наблюдаемые ныне тенденции однозначно определяют и направление действий средних и мелких банков в рамках их стратегии "выживания" — объединение с аналогичными и более крупными банками, а также продажа части активов иностранным инвесторам.

Фактически нынешний кризис лишь подтверждает устойчивость тенденций в банковской сфере, связанных с сегментацией рынка и усилением роли государственных и иностранных банков одновременно с ростом рисков и потерей позиций частных российских банков. В русле действия этих тенденций важнейшей задачей, стоящей перед ЦБР (в рамках банковского регулирования и надзора), выступает минимизация потерь частных и корпоративных вкладчиков от преобразования банковской системы. Очевидно, что этот кризис является не последним. Укрепление роли государственных и иностранных банков будет продолжаться, тогда как роль частных кредитных структур — снижаться. Для частных банков в среднесрочной перспективе будут отведены лишь незначительные определенные "ниши", на которых они смогут эффективно работать, — малые и средние предприятия, региональные рынки. Стратегический выбор государственной экономической политики очевиден (в пользу государственных и иностранных банков), но в условиях реализации данной стратегии предприятия и население должны понести минимальные потери своих сбережений.

Вверх


© 2004 VEDI