Справочная система сервера | Статистическая база данных | Экспресс-анализ Периодические издания | Специальные материалы | Архивы | АЛ "Веди"
Российский банковский кризис в июне 2004 г. — локальный кризис или среднесрочная тенденция?Алексей Ведев, Аналитическая лаборатория "Веди" |
![]() Другие оперативные материалы |
В первой половине июня 2004 г. российская банковская система в известной степени испытала локальный кризис, который может быть идентифицирован как "кризис доверия". Кризис был спровоцирован отзывом лицензий на банковскую деятельность отдельных средних по размеру капитала частных российских коммерческих банков (Содбизнесбанка и банка "Кредитраст")и был вызван общей нестабильностью на рынке межбанковских кредитов. Его содержанием явилось ограничение/закрытие лимитов по межбанковским кредитам, а последствиями — значительный рост процентных ставок по межбанковским кредитам, отток вкладов физических и юридических лиц из российской банковской системы одновременно со смещением структуры банковских вкладов в пользу депозитов в иностранной валюте.
Очевидно, что нестабильность в российской банковской системе и на национальных финансовых рынках будет преодолена до конца июня 2004 г. — доминирующее положение здесь ЦБР и Министерства финансов РФ позволяет российским денежным властям держать ситуацию под контролем (учитывая объем накопленных валютных резервов РФ и профицит федерального бюджета). Ключевым же, в условиях сохранения стабильности финансовой сферы (в рамках реализации денежной политики), является вопрос о дальнейших перспективах развития банковской системы: был ли данный кризис системным и прогнозируемым в рамках некого среднесрочного сценария либо он был случайным и спровоцированным частным случаем в рамках существующей структуры банковской системы.
Российская банковская система в текущий момент практически полностью восстановила свои позиции после системного финансового кризиса в августе 1998 г. (по меньшей мере, по основным показателям). Ее нынешнее состояние позволяет выделить в ней три сегмента коммерческих банков, оперирующих на внутреннем рынке банковских услуг.
В первый сектор входят "государственные банки" — коммерческие кредитные учреждения, в большей или меньшей степени зависящие от участия в их текущей деятельности государства. Эти банки отличает прямое участие в их уставном капитале государства (Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ и прочие более мелкие банки) либо косвенное воздействие последнего на их политику через предприятия и организации, контролируемые государством (например, через РАО "Газпром" и Газпромбанк и др). Данный сектор банков характеризуется:
Второй сектор составляют так называемые иностранные банки (сразу отметим, что под "иностранными банками" подразумеваются иностранные предприятия, учредителями которых выступают иностранные банки). Эти кредитные организации являются не филиалами иностранных банков, а их "дочками" — ООО со 100%-ным участием аналогичных зарубежных финансовых институтов. Банки этой категории последовательно активизируют свою деятельность (начиная с 2001 г.) на внутреннем рынке банковских услуг и характеризуются:
2002 г. | 2003 г. | |
Российские банки | ||
Международный промышленный банк | 45.5 | 39.4 |
Сбербанк РФ* | 30.2 | 26.7 |
Газпромбанк* | 13.2 | 19.6 |
Банк Москвы | 10.2 | 18.0 |
Внешторгбанк* | 22.1 | 17.9 |
Росбанк | 16.5 | 9.6 |
МДМ-банк | 1.7 | 7.5 |
Альфабанк | 1.6 | 1.3 |
Иностранные банки | ||
Raiffeisenbank | 49.4 | 66.7 |
Commerzbank (Eurasia) | 33.6 | 65.5 |
International Moscow Bank | 31.5 | 52.8 |
ABN AMRO (Eurasia) | 48.0 | 36.0 |
Citibank | 39.6 | 31.0 |
CSFB | 36.1 | 21.8 |
* — Банки, контролируемые государством. Эффективность ряда иностранных банков существенно выше, нежели частных или государственных банков Источник: данные по балансу отдельных банков, расчеты АЛ "Веди" |
Третий сектор составляют российские частные банки. Исторически (в процессе переходного периода России в 1988—2004 гг.) сложилось так, что эти банки занимают значительный сектор банковских услуг на внутреннем рынке, а их число достаточно велико даже по международным меркам (более 1 тыс.). Тем не менее возможность их выживания и дальнейшего развития в условиях общего развития национальной банковской системы достаточно ограниченна в силу действия следующих факторов:
Сегментация отечественной банковской системы определяет среднесрочную тенденцию ее развития. В этих условиях доминирующее положение на внутреннем рынке банковских услуг будет принадлежать банкам, контролируемым государством и зарубежными финансовыми институтами. Эти кредитные организации располагают относительно дешевыми и долгосрочными пассивами, значительным банковским капиталом, возможностью привлечения внешних ресурсов, контролируют рынки наиболее привлекательных кредитов и финансовых инструментов. Напротив, частные российские коммерческие банки последовательно вытесняются с наиболее привлекательных сегментов внутреннего финансового рынка, а их риски возрастают. Подобное положение провоцирует череду кризисов именно в секторе частных российских коммерческих банков - первый из них и наблюдался в июне 2004 г.
Многие аналитики пытаются сравнивать нынешний банковский кризис с аналогичным кризисом в августе 1995 г. Формально тогда наблюдались снижение темпов инфляции, стабилизация обменного курса рубля, наметились первые очертания новой финансовой системы, основу которой составляли формирующиеся коммерческие банки и интенсивно развивающиеся финансовые рынки. Однако тогда кризис банковской системы явился следствием "истерии сбережений" (обусловленной высокими процентными ставками, предлагавшимися многочисленными "финансовыми пирамидами") а также инвестиционной политики ряда коммерческих банков, ориентированной на вложения в активы с высокими рисками. В настоящий же момент ситуация принципиально иная — фундаментальные экономические показатели развития России стабильно позитивны, инфляция находится на низком уровне, стабильность обменного курса рубля определяется не развитием долговой экономики, а положительным сальдо внешней торговли. Объективно нет никаких предпосылок возникновения локального банковского кризиса — за исключением причин, содержащихся именно в самой банковской системе либо в политике органов, регулирующих их деятельность.
Таким образом, банковский кризис в конце мая — начале июня 2004 г. представляется кризисом локальным, затрагивающим лишь отдельный сегмент национальной банковской сферы — частных коммерческих банков. Вследствие его локальности воздействие данного кризиса на экономику России минимально, равно как и на состояние финансовой сферы. Тем не менее лишний раз он подтверждает реализацию представленного выше сценария — усиление влияния государственных и иностранных банков, сохранение позиций крупнейших частных банков наряду с ухудшением условий деятельности средних и мелких частных кредитных учреждений.
Все эти события лишний раз подтверждают актуальность задачи, стоящей перед Центральным банком РФ, - выработки среднесрочной программы развития национальной банковской системы и проведения постоянного контроля за деятельностью отдельных коммерческих банков. Наблюдаемые ныне тенденции однозначно определяют и направление действий средних и мелких банков в рамках их стратегии "выживания" — объединение с аналогичными и более крупными банками, а также продажа части активов иностранным инвесторам.
Фактически нынешний кризис лишь подтверждает устойчивость тенденций в банковской сфере, связанных с сегментацией рынка и усилением роли государственных и иностранных банков одновременно с ростом рисков и потерей позиций частных российских банков. В русле действия этих тенденций важнейшей задачей, стоящей перед ЦБР (в рамках банковского регулирования и надзора), выступает минимизация потерь частных и корпоративных вкладчиков от преобразования банковской системы. Очевидно, что этот кризис является не последним. Укрепление роли государственных и иностранных банков будет продолжаться, тогда как роль частных кредитных структур — снижаться. Для частных банков в среднесрочной перспективе будут отведены лишь незначительные определенные "ниши", на которых они смогут эффективно работать, — малые и средние предприятия, региональные рынки. Стратегический выбор государственной экономической политики очевиден (в пользу государственных и иностранных банков), но в условиях реализации данной стратегии предприятия и население должны понести минимальные потери своих сбережений.