Справочная система сервера | Статистическая база данных | Экспресс-анализ | Периодические издания | Специальные материалы | Архивы | АЛ "Веди"

Другие оперативные материалы АЛ Веди

Россия меняет свой облик


Интервью с директором Второго департамента международных финансов Японского банка для международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation) г-ном Кэнсаку КУМАБЭ.

("Глобал Ай", 2002.09, №14, с.2-5)


О переменах в России

Как изменилась за четыре года, прошедшие после финансового кризиса, политическая ситуация в России, в частности при новом президенте?

Прежде чем я начну отвечать на вопрос, одно маленькое отступление. Когда в июне после матча Япония-Россия на чемпионате мира по футболу в Москве произошли беспорядки, один мой знакомый японец, позвонил мне и сказал "Видимо, когда в магазинах ничего нет и в животе пусто, при малейшем поводе люди устраивают беспорядки". Беспорядки на футбольной почве происходят и в других странах, да и голодный желудок не обязательно порождает массовые волнения, но то, как мой знакомый отреагировал на сообщения о беспорядках в Москве, заставило меня еще раз ясно осознать: имидж сегодняшней России в глазах японцев не очень отличается от ее образа времен распада СССР (хаос, дефицит товаров, огромные очереди и т.д.)

Поэтому мне бы хотелось, чтобы мое сегодняшнее интервью позволило читателям узнать о переменах в России и в чем-то помогло деловым связям Японии с этой страной.

При прежнем президенте из-за частой смены правительств и противостояния с парламентом проведение последовательной политики было просто невозможно. Институты и законодательство часто изменялись; региональные администрации игнорировали закон и действовали по собственному усмотрению. России того времени сильно не хватало политической, экономической и социальной стабильности, будущее в ней не поддавалось прогнозированию. После переизбрания Ельцина на второй срок, в 1997 г. в России на какое-то время возникло нечто подобное так называемой "экономике мыльного пузыря", но уже в августе 1998 г. правительство оказалось неспособным обслуживать свой внутренний долг, разразился финансовый кризис.

Занявший в мае 2000 г. пост президента страны В. Путин для выхода из сложившегося положения провозгласил лозунги "равенства перед законом" и "сильного государства", осуществил ряд практических мер и фактически выстраивает систему централизованной власти. Можно привести типичные примеры предпринятых им мер. В политической области - это создание (в интересах ослабления власти губернаторов и региональных администраций) системы федеральных округов и возможности отстранения губернаторов от власти. В налоговой сфере - это изменение пропорций распределения налоговых поступлений между местными и федеральным бюджетом в пользу последнего; и т.д.

Создается система, при которой региональные администрации вынуждены в большей степени опираться на трансферты центрального правительства. Сильно изменились по сравнению с предыдущей администрацией и отношения с парламентом: Путина поддерживает большинство депутатов и, если верить некоторым утверждениям, все законопроекты, предлагаемые правительством, парламентом принимаются. Таким образом, неразбериха, характерная для эпохи предыдущей администрации, постепенно уступает место стабильности.

Как обстоит ситуация в экономике России после финансового кризиса?

В разгар финансового кризиса 1998 г., когда банки не выдавали клиентам их депозиты, а многие магазины временно закрывались, будущее российской экономики вызывало большие опасения, но вызванная кризисом неразбериха длилась не очень долго.

Со второй половины 1999 г. начался быстрый рост цен на нефть - главный предмет российского экспорта; в результате резкого падения курса рубля возросла конкурентоспособность местных производителей (оживление импортозамещающих производств); фактическое списание части государственного долга помогло облегчить нагрузку на бюджет. В результате траектория экономической динамики в России оказалась V-образной, и уже три года начиная с 1999 г. темпы экономического роста в реальном выражении превышают 5%. Реальный прирост ВВП в размере 3-4% ожидается также в нынешнем и будущем году. Промышленное производство за три года увеличилось на 30%. Инвестиции в производственное оборудование, сокращавшиеся в течение всего периода после образования "новой" России, с 1999 г. фиксируют рост и за три года увеличились более чем на 30%. Начиная с 1999 г. резко улучшился и внешнеторговый баланс. Его активное сальдо в 2000 г. превысило 60 млрд. долл., в 2001 г. - 50 млрд. долл. В результате золотовалютные резервы России за период после кризиса выросли в 3,5 раза и сейчас составляют более 42 млрд. долларов. Бюджетный дефицит, бывший постоянной головной болью прежней администрации, с 2000 г. под влиянием благоприятной конъюнктуры и налоговой реформы сменился профицитом. Если ранее большую часть налоговых платежей и расчетов между предприятиями составляли расчеты в неденежной форме, в частности бартер, то сегодня преобладающая их часть представлена денежными платежами. Сокращается и задолженность по заработной плате. Инфляция снизилась до значений порядка 15% в год, стабилизировался курс национальной валюты. Сокращается и бегство капитала, ранее достигавшее, как утверждалось, 20 млрд. долл. в год. Таким образом, макроэкономическая ситуация заметно улучшается.

Администрация президента Путина осуществляет экономические реформы на основе обнародованной в июне 2000 г. "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г.". Хотя в отношении решения проблемы предприятий-монополистов и банковской реформы прогресс идет очень медленно, мы видим, что поставлена задача улучшить предпринимательский климат в стране, в частности посредством реформы налоговой и пенсионной систем, принятия новой редакции Закона о СРП, введения частной собственности на землю, усиления конкуренции (ликвидация налоговых льгот и субсидий отдельным предприятиям) и других мер.

В результате всех этих позитивных сдвигов агентство "Стэндэрдс энд Пур" повысило рейтинг России до предкризисного уровня ВВ-.

Об изменениях в международной ситуации

Как изменилась международная обстановка вокруг России? В частности, как обстоит ситуация с иностранным, в первую очередь американским и европейским бизнесом в России?

После терактов 11 сентября прошлого года отношения России с Америкой быстро укрепляются. На встрече глав государств в мае этого года было подтверждено намерение двух стран сотрудничать в освоении энергетических ресурсов России и ее соседей, а также в области транспорта; принято решение провести в октябре первое совещание по вопросам энергетики. В целях уменьшения зависимости от поставок ближневосточной нефти Соединенные Штаты начали закупки сырой нефти в России, которая, кстати, по объему ее добычи уступает только Саудовской Аравии. Россия, в свою очередь, рассчитывает осуществить ряд проектов строительства нефтяных терминалов и трубопроводов для экспорта нефти в США. Есть тенденция к более тесной кооперации России и Америки в области энергетики.

В сфере отношений с НАТО объявлено о создании натовской "двадцатки" в 2002 г., значительно ослабла военная напряженность в отношениях России с Европой и США.

Роль России в международной политике уверенно повышается - так, в июне этого года она была признана полноправным членом "большой восьмерки".

Европа и США также активно поддерживают вступление России в ВТО, а российское правительство, в свою очередь, предпринимает ряд мер по формированию основ требуемого предпринимательского климата, имея в виду вступление России в эту организацию в 2004 г. Сильно изменилась за последние несколько лет и психология в частном секторе экономике, особенно на предприятиях, имеющих активные зарубежные деловые контакты. Например, в возрастающем числе случаев российские компании в целях искоренения негативного имиджа российского бизнеса в глазах зарубежных партнеров и восстановления доверия не только внедряют международные стандарты бухгалтерского учета, но и приглашают работать на высокие посты людей из именитых иностранных компаний для укрепления собственного корпоративного управления. Еще один момент: если раньше во время визитов на российские предприятия наши собеседники настойчиво просили кредитов, обходя вопрос об экономической стороне своих проектов, то сегодня, памятуя о прежнем опыте, они очень осторожно относятся к привлечению новых займов.

Конечно, России еще предстоит решить множество задач. Однако под влиянием позитивных изменений в политическом и экономическом положении, а также в международной ситуации вокруг России многие американские и европейские компании, после финансового кризиса потерявшие было интерес к российскому рынку, сегодня активизируют инвестиции в таких отраслях, как энергетический комплекс, автомобилестроение, машиностроение, пищевая промышленность и др. Так, Германия традиционно является главным внешнеторговым партнером России, но и США, которые активизировались здесь значительно позже, вышли на второе место по объему товарооборота, превысив соответствующий показатель японо-российской торговли в 2-3 раза, а по объему экспорта в Россию - даже в 5 раз. В структуре накопленной суммы прямых иностранных инвестиций в России США занимают первое место.

В последние годы очень заметные масштабы приобрели экономические отношения России с Китаем. Если ранее, до российскогофинансового кризиса, в широком сознании российско-китайская торговля ассоциировалась с китайскими продуктами питания и товарами повседневного спроса, то в последние годы быстро растет импорт КНР из России. По китайской статистике, в 2000 г. его объем более чем в 3 раза превысил размер экспорта в Россию и составил 5,8 млрд. долларов. Правительство КНР, пытаясь ответить на быстро растущее энергопотребление в Китае и стремясь ограничить свою зависимость от стран Ближнего Востока, активно занимается проектами освоения российских ресурсов нефти и газа, а также строительства трубопроводов для их транспортировки в КНР. Проведено уже 4 серии регулярных двусторонних консультаций с Россией по проблемам энергетики. Кроме того, начинается движение в отношении приобретения концессионных прав для освоения лесных и минеральных ресурсов восточных районов России. В прошлом году объем товарооборота российско-китайской торговли достиг 10 млрд. долларов (прирост по отношению к предшествующему году на 33%), и есть основания предполагать дальнейшее увеличение взаимных торговли и инвестиций в ближайшем будущем.

О японо-российских деловых отношениях

Японский бизнес в России, согласно принятому мнению, невелик. С чем, по Вашему мнению, это связано?

В советский период ежегодный японский экспорт в Россию достигал приблизительно 3 млрд. долл., сегодня он упал до 0.5-1.0 млрд. долл. в год. Накопленная сумма иностранных инвестиций в Россию на конец 2000 г. составляла 16 млрд. долл., из которых на японские вложения приходилось немногим более 200 млн. долларов. Среди стран-инвесторов Япония занимала 10-е место, значительно уступая по этому показателю странам Европы и США.

Такая ситуация вызвана целым рядом причин. Во-первых, экспорт под правительственным патронажем японского комплектного оборудования, выступавший в советский период в роли основной движущей силы японского экспорта в СССР, сильно сократился.

Во-вторых, глобализация деятельности японских компаний привела к тому, что их производственные мощности переносятся за рубеж, так что часто товары, ранее поставлявшиеся японскими компаниями непосредственно из Японии, сегодня поступают в Россию из третьих стран.

В-третьих, в советский период практически вся торговля между двумя странами осуществлялась через крупные и специализированные японские торговые компании. Поскольку проблема советской задолженности этим компаниям, возникшая при распаде СССР, в течение длительного времени не решалась, они не могли активно заниматься бизнесом с Россией. По сравнению с японскими компаниями, европейские предприятия-партнеры СССР были в меньшей степени отягощены долговыми проблемами.

В-четвертых, неудачный исход большинства деловых начинаний японских компаний в России, главным образом в ее дальневосточных регионах, резко снизил интерес к ней весьма чувствительных к рискам японских компаний.

В-пятых, японские компании, отвечая в 90-е годы на вызовы глобализации, в большей степени обратили свой инвестиционный интерес на страны Азии, в первую очередь на Китай, а не на раздираемую хаосом Россию.

Вместе с тем, несмотря на общую низкую степень активности в деловых отношениях между двумя странами, импорт Японии из России растет и сейчас уже почти в 6 раз превышает объем японского экспорта в Россию. Объем экспорта в Россию японских компаний через третьи страны, о котором я только что говорил, точно не известен, но, по оценкам, во всяком случае превышает стоимость японского экспорта в Россию. Если все это учесть, состояние деловых отношений Японии с Россией не так плачевно, как это может показаться из данных статистики. Я в этом году несколько раз был с поездками в России, разговаривал с работниками японских компаний, и у меня создалось впечатление, что коммерческих контактов и переговоров становится больше.

Какие задачи можно отметить в области деловых контактов между Японией и Россией?

Если учесть неблагоприятный деловой климат в России в 1990-е годы, решение многих японских компаний свернуть свой российский бизнес в рамках принятой ими стратегии "выбора приоритетов и концентрации усилий", мне кажется, было обоснованным. Однако сейчас, когда, как я уже сказал, политическая и экономическая ситуация в стране улучшилась, и продолжает изменяться ее международное положение, вряд ли будет правильно видеть эту страну-соседку, обладающую богатыми сырьевыми и энергетическими ресурсами и 140 миллионами потребителей, через призму прежних представлений, опыта и знаний.

На самом деле я и сам где-то до середины прошлого года занимал в отношении России осторожную позицию. Когда у меня просили совета, я рекомендовал в деловых контактах с Россией для минимизации рисков ориентироваться не на крупные проекты, предполагающие длительный срок окупаемости, а на многочисленные мелкие сделки, где промежуток времени от подписания контракта до завершения расчетов сравнительно невелик. Это было связано главным образом с невозможностью прогнозировать политические и экономические изменения в этой стране. Конечно, и сейчас, несмотря на получение Россией статуса полноправного члена "большой восьмерки", деловой климат в стране характеризуется большим количеством проблем и рисков.

Тем не менее положение быстро меняется в сторону большей прогнозируемости, и приходит время, когда в отношениях с Россией можно всерьез думать о самых различных, а не только мелкомасштабных бизнес-проектах. Прежние времена, когда можно было сказать "В России царит бардак, бизнес там невозможен", постепенно уходят в прошлое. Особенно важными, как мне представляется, будут ближайшие годы для компаний, имеющих в России свои представительства. Мне кажется, по результатам их работы в России возникнет большой разрыв между двумя группами японских компаний, - теми, кто сможет на основе тщательного изучения экономики и рынков этой страны построить новую бизнес-стратегию, и теми, которые не сумеют этого сделать. Руководству этих компаний, я думаю, стоит прислушаться к мнению своих сотрудников, работающих непосредственно в России, хотя бы раз в год лично бывать там, хотя бы с краткой поездкой, и уже на этой основе принимать решения относительно своего российского бизнеса.

В заключение расскажите, пожалуйста, о ближайших планах Японского банка для международного сотрудничества по оказанию помощи России.

До настоящего времени наш банк предоставлял экспортные кредиты под гарантии правительства России, участвовал в оказании гуманитарной помощи, а также в предоставлении займов в форме софинансирования совместно со Всемирным банком. Помимо этого, в рамках программы проектного финансирования мы поддерживали разработку запасов энергетических ресурсов Сахалина. Однако сейчас российское правительство придерживается линии на непредоставление государственных гарантий частным инвестиционным проектам. Учитывая улучшение политико-экономической ситуации в России, государственные кредитные институты Европы и Америки в целях поддержки экспорта из своих стран сегодня предоставляют кредиты частным российским банкам и предприятиям. Соответственно, и наш банк, стремясь поддержать экспорт японских компаний, в марте этого года впервые заключил кредитное соглашение без правительственных гарантий с одним из крупнейших российских коммерческих банков - Внешторгбанком РФ - на сумму 8 млрд. иен. В будущем мы намерены на основе тщательного мониторинга и изучения ситуации в этой стране, продолжить наши кредитные операции с Россией, способствуя тем самым расширению деловых связей между двумя странами.

Вверх

Copyright © 2002 VEDI