Импорт все больше и больше завоевывает кошельки россиян. В январе 2006 г. импорт товаров из стран дальнего зарубежья, согласно предварительным данным таможенной статистики, в стоимостном выражении составил 4.8 млрд. долл., что на 29.5% больше по сравнению с январем 2005 г. Рост импорта из стран дальнего зарубежья наблюдался по всем основным укрупненным позициям товарной номенклатуры, в каждой из которых был свой лидер.
Так, в импорте машиностроительной продукции из дальнего зарубежья — наиболее крупной (47.6% всего организованного импорта в январе 2006 г.) и динамично развивающейся группе (рост стоимости на 38.6% в январе 2006 г. относительно января 2005 г.) — наибольший рост продемонстрировали летательные аппараты, импорт которых увеличился в 10 раз по сравнению с январем прошлого года. Поскольку ежемесячная статистика импорта летательных аппаратов отсутствует, обратим внимание на импорт других транспортных средств — легковых автомобилей, которые занимают весьма внушительную долю импорта. В январе стоимость ввезенных иномарок выросла более чем на 20% и составила около 0.45 млрд. долл. — результаты достаточно скромные на фоне темпов роста всей машиностроительной группы, но, учитывая предыдущую динамику импорта иномарок и сравнивая ее с развитием отечественного автопрома, становится ясным, что россияне все больше и больше предпочитают ездить на более качественных и безопасных, пусть и дорогих, автомашинах иностранного производства. Причем, один раз купив новую иномарку, в последующем вряд ли возникает желание пересаживаться на российские машины, тем более что импорт все больше смещается в сторону машин среднего и малого класса, пользующихся наибольшим спросом со стороны населения.
Темпы роста импорта из дальнего зарубежья (январь 2003 г. = 100)
Источник: ФТС России.
В группе текстильных изделий и обуви в январе 2006 г. (рост на 53.7% — год к году) ведущим товаром стала обувь — ее импорт вырос в 2.3 раза (к январю прошлого года) и составил 14 млн. долл. Несмотря на малую долю в общем объеме импорта, обувь занимает важную нишу на внутреннем рынке. По данным Минпромэнерго России, спрос внутреннего рынка (более 220 млн. пар обуви) удовлетворяется на 20% за счет отечественного производства и на 80% — за счет официального и "теневого" импорта (в основном из стран Юго-Восточной Азии и Турции). Согласно экспертным оценкам из-за рубежа поступает около 160 млн. пар, или 73% всего российского рынка обуви, из них официально декларируется только менее 10%. При этом доля российской обуви на внутреннем рынке имеет устойчивую тенденцию к снижению. Одной из основных причин сдерживания отечественного производства обуви является ее низкая ценовая конкурентоспособность по сравнению с импортными аналогами. Средняя декларируемая цена пары импортной обуви в 2005 г. составила около 15 долл., тогда как в розничной торговле ее средняя цена возросла в несколько раз. Российские предприятия способны выпускать до 160 млн. пар обуви в год, но в настоящее время их суммарная производственная мощность используется менее чем на одну треть. Кто займет свободную нишу?
В январе 2005 г. и в ближайшие месяцы, по всей видимости, импортная обувь будет интенсивно заполнять российские прилавки. На графике, приведенном ниже, представлена динамика импорта обуви. Наибольший рост импортной обуви наблюдался в 2001 г., в основном за счет отложенного спроса в предыдущие несколько лет, на который к тому же пришелся финансовый кризис. После относительного затишья в 2002–2004 гг. спрос на импортную обувь начинает расти. В отличие от импортных автомобилей обувь изнашивается значительно быстрее, и роста ее импорта вряд ли удастся избежать. Правда, если население основательно пересядет на иномарки, обувного "взрыва" может не произойти.
Динамика стоимости импорта иномарок и обуви (в % год к году)
Источник: ФТС России.
В группе продукции химической промышленности (18.6% от всего организованного импорта в январе 2006 г. — второй по объему после машин и оборудования) ввоз фармацевтической продукции в январе увеличился на 53.7% и составил около 250 млн. долл. (в ценах таможенной стоимости1). Столь интенсивный рост импорта, по всей видимости, связан здесь с повышением благосостояния граждан (иностранные препараты существенно дороже отечественных аналогов и в большинстве своем более качественны), а также с реализацией программы дополнительного лекарственного обеспечения. Стоимость импорта медикаментов и антибиотиков в целом за 2005 г. превысила 3.8 млрд. долл. и в текущем году, по нашим оценкам, может составить 5.3 млрд. долл. Соотношение объемов продаж отечественных и импортных препаратов в России, согласно данным DSM Group, на протяжении прошлого года устойчиво составляло, соответственно, 25 и 75% в стоимостном измерении и 67–71 и 29–33% — в натуральном выражении. Похожая ситуация наблюдается и в части госпитальных закупок в России. Маловероятно, что в краткосрочной перспективе эти пропорции могут существенно измениться в пользу отечественных товаров.
Следует отметить, что импорт медикаментов достаточно хорошо отражает внутренний спрос не только на эти товары, но и в целом на весь импорт, регистрируемый таможенными органами.
Динамика импорта медикаментов (январь 2003 г. = 100)
Источник: ФТС России.
В глазах иностранцев россияне стали больше двигаться и чаще болеть. В сумме стоимость медикаментов, иномарок и обуви в январе 2006 г. формально составила примерно 3.2% (3.0% в январе 2005 г.) от объема розничного товарооборота в стране. На самом деле эта доля гораздо выше, поскольку речь идет о контрактной стоимости потребительского импорта на российской границе, которая существенно ниже розничной стоимости этих товаров на внутреннем рынке. Несмотря на малую долю, она растет опережающими темпами по сравнению со всем импортом в объеме розничной торговли. В этой связи перспективы отечественного производства в этих товарах весьма ограниченны. Импорт потребительских товаров все больше и больше завоевывает внутренний рынок.
Доля организованного импорта в розничном товарообороте (в %, среднее за квартал)
Источник: ФТС России.
1 В цену таможенной стоимости не входит таможенная пошлина (в большинстве случаев 10%), НДС (10%) и специальный налог (0.15%).
Назад
|