Тема: IPO 26 апреля 2007 г.
Тремасов К.В.
директор аналитического департамента Банка Москвы

"Газпром сейчас стоит на 25% дешевле (!!!), чем ровно год назад. Выигрывают те, кто покупает в нужный момент по правильной цене"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Кирилл Викторович, сейчас полным ходом идет подготовка к размещению акций ВТБ, подписка на акции для граждан, то есть, размещение проводится по той же схеме, по которой проводилось размещение Роснефти и Сбербанка, - якобы народное IPO. Но при этом стоимость минимального пакета такова, что возникают сомнения в способности большинства граждан поучаствовать в этом празднике жизни. С Вашей точки зрения, насколько это можно считать народным IPO, или же все это – некая красивая ширма?

На самом деле, 30 тыс. – невысокий порог. По нашей управляющей компании средний размер инвестиций одного пайщика ПИФа составляет более 200 тыс., понятно, там большой разброс, но в среднем так. А у нас уже около 35 тыс. пайщиков. И по общению с коллегами из других компаний рисуются те же цифры, то есть, средний размер инвестиций на одного пайщика – около 10 тыс. долларов. А пайщиков сейчас в России по самым консервативным оценкам уже более 300 тыс. человек. Поэтому я не считаю, что порог входа является ограничением – это в 7-8 раз меньше среднего объёма инвестиций на 1 пайщика и в 3 раза меньше нижнего порога при размещении Сбербанка. Поэтому этот фактор, мне кажется, не сдержит инвестиционную активность граждан. И вдобавок надо понимать, что в акции никто не вкладывает последние деньги, так что, если у вас нет 30 тыс., правильнее было бы пока воздержаться от инвестиций на фондовом рынке. На фондовый рынок нужно нести избыточные финансовые ресурсы, при этом диверсифицировать свои вложения, размещать часть на депозите, а часть – на фондовых рынках.

Второй момент – относительно удобства. Здесь процедура хуже, чем при размещении Сбербанка, хуже для инвесторов. При покупке акций Сбербанка вы могли подать заявление, потом Сбербанк объявлял цену, и у вас было время чтобы принять решение, покупать акции по этой цене или нет. Здесь ситуация другая – вы должны зарезервировать определенную сумму, вам объявят цену, и у Вас уже не будет выбора – покупать или нет. По сути, вы покупаете акции, но не знаете, по какой цене вы их купите. Это все равно, если бы вы пришли в магазин, дали денег, и не знали бы, сколько вам насыплют в кулек – полкило или килограмм. Здесь очень похожая ситуация – вы не знаете цену, вас поставят перед фактом, какая будет цена. Но! У граждан есть страховка – она заключается в том, что в этом IPO участвуют достаточно много профессиональных инвесторов, которые имеют возможность подать конкурентную заявку, заявку с указанием цены. Итоговая цена будет определяться исходя из взглядов профессиональных инвесторов. То есть, те граждане, которые участвуют в IPO ВТБ, по сути доверяются оценкам профессионалов, потому что они будут формировать итоговую цену размещения. Поэтому данный риск есть, это неприятный момент, но преувеличивать его влияние не стоит.

Когда граждане вкладываются в такие компании, как ВТБ, Сбербанк, Роснефть, многие вдохновлены тем, что владельцы акций Газпрома в свое время сильно выиграли. А сейчас надежды на прибыли оправданы?

Газпром сейчас стоит на 25% дешевле (!!!), чем ровно год назад. Хорошо выигрывают на рынке те, кто не просто покупает акции хороших компаний, но покупает их в нужный момент по правильной цене.

Граждане, которые покупали в прошлом году Роснефть, не очень сильно выиграли. Почти за год Роснефть показала доходность ниже среднерыночной, и существенно ниже, чем, скажем, электроэнергетический сектор. Поэтому нельзя сказать, что Роснефть озолотила тех, кто участвовал в этом размещении. Вообще, опыт IPO показывает, что меньше половины компаний, которые идут на IPO, после проведения IPO устойчиво растут. Достаточно много примеров, когда после IPO акции компании падают.

Мне кажется, что для неквалифицированных инвесторов правильнее доверяться профессионалам и вкладываться в паевые фонды. Все-таки это диверсифицированный портфель, который находится под присмотром профессиональных управляющих. Купив акции ВТБ, вы остаетесь один на один с рынком, а большинство граждан не имеют возможности следить за тем, что происходит в компании, изучать ее финансовые отчеты и принимать какие-то квалифицированные инвестиционные решения. Мне кажется, что форма народных IPO - это не совсем правильно.

Как раз в этом-то и вопрос, потому что когда смотришь масштабные рекламные компании наших государственных компаний, выходящих на IPO, то сразу возникает мысль – хорошо, гражданам предлагается вкладывать в акции. Но почему рекламируют ВТБ или Сбербанк, а не паевые инвестиционные фонды?

Дело в том, что государство продает свои активы, оно их и рекламирует. Управляющие компании продают паевые фонды, это дело управляющих – рекламировать паевые фонды. И масштаб этого рынка пока не столь велик, чтобы управляющие компании могли себе позволить массированную рекламу на телевидении. В прессе, на радио, если вы посмотрите, завалено все рекламой ПИФов. Но телевиденье – достаточно дорогой рекламоноситель, поэтому управляющие компании пока не могут себе позволить массированную рекламу на телевидении.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.