Тема: Законодательство 18 мая 2007 г.
Томчин Г.А.
президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей)

"Не может быть двух «партий власти»? В России все может быть"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Григорий Алексеевич, недавно Борис Грызлов заявил, что осенью этого года Госдумой будет принят закон об оппозиции. На Ваш взгляд, этот закон нужен сейчас?

Я не думаю, что нужен особый закон об оппозиции.

Закон о политических партиях, об их работе в парламенте, закон о статусе депутата, закон о Правительстве, регламент Государственной Думы, закон о выборах – все эти законы – это законы об оппозиции. И сбалансированные правила в этих законах говорят о правах оппозиции и об обязанностях оппозиции. Другое дело, что если посмотреть, как это выглядит: как выглядит власть, как выглядит оппозиция в парламенте, то есть принципы работы парламентской деятельности, принципы работы партии в парламенте.

Тогда зачем же был поднят этот вопрос?

У нас немножко меняется парламент, он будет сугубо партийный, поэтому нужно немного поменять саму структуру работы парламента, может быть то, что те части, которые являются сейчас частью парламента, регламенты парламента, Государственной Думы, нужно перевести на законодательный уровень. То есть не делать это внутренней жизнью Государственной Думы, а вывести в законодательную часть. Скажем, формирование Совета, права партии при формировании Совета. Раньше это было тяжело, потому что были депутаты, которые не входили ни в одну партию, ни в одну фракцию, они несколько нарушали систему работы. Сегодня можно пойти даже, скажем, на немецкий вариант – работы в комитетах. Где в каждом комитете кроме председателя комитета есть зафиксированный спикер от партии, находящейся в парламенте, который выражает мнение партии. Это не значит, что остальные не имеют слова, они участвуют. Когда идет принципиальное определение позиции партии – есть зафиксированный спикер партии, и у него почти права сопредседателя комитета от этой партии.

По Вашему мнению, подобные реформы нужно начинать уже сейчас?

Я думаю, что в первый год работы нового парламента необходимо будет новой Государственной Думе осмыслить это и провести некую ревизию законодательства, но не сейчас. И создать такое законодательство. Может быть, сейчас нужно подумать о правках регламента, чтобы пришедшая государственная Дума сразу начала работать в неком новом режиме, а не в старом, не по старому регламенту. Для этого нужен разум и политическая воля «Единой России» сейчас произвести эту корректировку, исходя из будущих условий. Я думаю, что это будет выгодно «Единой России», которая, видимо, будет большинством.

То, что не может быть двух партий власти – в России все может быть. Партийный – не партийный президент – пока для России, скорее всего, нужен не партийный, близкий партии, но не партийный.

Почему?

Потому что, уходя в президентскую республику, президент имеет такие права, что он должен быть президентом более широкого, чем одного слоя. Если права будут сдвинуты в сторону парламента, тогда он может быть партийным, потому что тогда всю политику он делит с парламентом, в котором представлено все общество. Поэтому я думаю, что закон об оппозиции, скорее всего, не нужен, но некая система поправок, определяющая положение фракций победивших партий в парламенте и саму структуру деятельности парламента нужно сделать, но делать это надо, вплетая в нынешнее законодательство, а не делать особых законов.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.