Тема: Промышленное производство 19 сентября 2007 г.
Родионов И.И.
управляющий директор Московского представительства AIG Brunswick Capital Management

"Автомобиль делает граждан толерантными к бездействию правительства"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Иван Иванович, Минэкономразвития в пятницу в авральном режиме подписывало меморандумы об открытии сборочного производства с западными автоконцернами. В результате их было подписано 6 штук. Аналитики прогнозируют, что уже к концу 2007 г. рынок продаж новых автомобилей увеличится на 30%, а к 2011 г. наш автомобильный рынок выйдет на позицию крупнейшего в Европе, и спрос составит 3,3 млн. штук автомобилей в год. При этом понятно, что дорожное строительство у нас от растущего автомобильного рынка отстает, бензин с каждым годом дорожает, безопасность на дорогах на неудовлетворительном уровне. Тем не менее, власти с удовольствием привлекают западных производителей. К чему приведет такая политика?

Развивать автопроизводство — это нормальная политика, все страны проходили этот путь — сначала появляется много автомобилей, а уже потом спрос на дороги и сами дороги, да и многое другое, что связано с массовой автомобилизацией — в т.ч. парковки по доступным ценам в удобных местах, ускорительные полосы при въезде на автострады, чтобы не было «глупых» пробок как сейчас на МКАД и т.п. Действительно, в рамках программы дорожного строительства начала 1990-х гг. было построено много новых дорог, например, в той же Архангельской области, но инвестиции эти были бессмысленны, потому что дороги не использовались, да и не соответствовали по качеству требованиям. То же 3 кольцо, как и МКАД было построено не так как надо, т.к. исходило из других норм автомобилизации. Вот и пробки на них с самого открытия. Сейчас строительство дорог будет более актуально, и ничего плохого в некоторой задержке — нет, зачем инвестировать в то, что потом все равно придется переделывать.

Если говорить о цене на бензин, то я раньше прогнозировал существенно более высокий рост, чем он был в этом году, и слава богу. Машин — больше, спрос выше, а бензин, который все еще в дефиците — не дорожает.

Если народ хочет покупать автомобили, то что правительству делать? Конечно, помогать удовлетворять этот спрос. Раз отечественные производители не справляются, то помогать надо зарубежным, это все равно лучше, чем просто импорт. Мы ведь с вами последние пятнадцать лет строим общество потребления, и нормально, когда люди хотят покупать автомобили и покупают.

Понятно, что автомобильная страна должна быть организована совершенно по-другому, чем неавтомобильная, какой Россия была раньше. Это и большее дворовое пространство и надземные и подземные стоянки и плавные, широкие повороты на въезде во дворы и все остальное. Понятно, что вложения в инфраструктуру всегда требуют и большего времени, и больших инвестиций, чем вложения в ту же автомобильную промышленность. Да, будет такая трудная ситуация, но ничего с ней не сделаешь — опыт тех же США и послевоенной Европы говорит, что единственное средство от пробок — больше стоянок.

А движение у нас не встанет? В Москве уже сейчас невозможно ездить.

Да, будет еще хуже. Но любые паллиативы не работают, проверено, единственное средство — строить правильные дороги, строить стоянки, ничего другого быть не может, это показал опыт всех стран. Сейчас время, когда мы делаем автомобили. Потом наступит время, когда мы построим нормальные дороги. Делать это в параллель — хорошо не получается. Вспомните ту же Ленинградку в Москве. Ее реконструировали каждый год последние 10 лет, вот и получается, что лучше бы позже, но сразу как надо.

Но ведь есть альтернативный путь — ограничение предложения и, соответственно, рост цен на автомобили.

На самом деле, это невозможно. Индия шла по этому пути — правда, не из-за дорог, там поддерживали местного производителя, но он выпускает некачественные дорогие машины, а кому это нужно? За что боролись? Боролись за свободу конкуренции, за доступ к лучшему, сейчас этот доступ получили. Это вполне ожидаемая вещь, ничего с ней не сделаешь. И потом — как можно ограничивать? Мы же видим на примере жилья — ограничение доступа на рынок участков ведет к недостатку предложения и взвинчивает цены до небес. Западные автомобили, собираемые в России, а комплектация у них, как правило, бедная, уже продаются дороже тех же, но продаваемых в других странах, примерно на 20% и с этой точки зрения дальнейшее ограничение предложения приведет к тому, что цены вырастут многократно и это будет просто глупо.

Если люди готовы платить, то почему бы ценам не вырасти?

А с другой стороны — мир-то глобален, и почему бы людям не импортировать автомобили? Спрос — не ограничишь!

У нас уже введены пошлины, запретительные, по сути дела.

Правильно, это и так не очень хорошо. Почему люди за свой счет должны поддерживать отечественного производителя? Чтобы облегчить жизнь Правительству, которое не хочет строить дороги? Это неправильный подход для строя, который нам выбрали для дальнейшей жизни. Кроме того, мне кажется, что автомобиль — это то единственное, что позволяет человеку на данном этапе развития нашей страны, чувствовать себя счастливым, богатым, успешным, это одна из самых доступных престижных вещей, которые доступны и радуют. Потому что наше образование и здравоохранение низкокачественные, люди пока не осознают, не понимают, что в них основная ценность. А автомобиль же — это радость, которая доступна сейчас и многим, делает их счастливыми сразу, здесь и сейчас. Ну не телевизору же с холодильником радоваться — это мы уже прошли в 70-е. Машины же — по-прежнему в радость. Цены на жилье в России оторвались куда-то в космос и они по-прежнему просто недоступны. Уровень же зарплат все время повышается, и автомобиль является единственным престижным товаром длительного пользования, который делает разумной и целесообразной работу для человека. Потому что большинство людей даже однокомнатную квартиру не могут себе позволить, в разумные сроки она куплена быть не может ни при каких условиях. Поэтому у нас сегодня автомобиль — это единственный товар потребления, который сохраняет радость жизни для множества людей и делает их толерантными к тому, что делается в стране, к действиям, а вернее, сну и бездействию правительства.

То есть, это снова не столько средство передвижения, сколько роскошь?

Нет, уже не роскошь. Скорее, сегодня, это единственно доступное средство самовыражения, признак успеха. Конечно, многие, если бы была альтернатива — в советское время квартира стоила почти столько же, сколько машина, всего процентов на 30 дороже — не покупали бы машины, а покупали бы квартиры. Так как о квартире сегодня для большинства вопроса вообще не стоит, остаются только машины. А ваше предложение — давайте сделаем в случае машин то же, что делали в случае жилья. Это не совсем корректно, — зачем нам тогда капитализм?! Светлое будущее — мы уже ждали 70 лет, чем кончилось — знаете, не надо воспроизводить ситуацию.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.