Тема: Бюджет 28 августа 2007 г.
Родионов И.И.
управляющий директор Московского представительства AIG Brunswick Capital Management

"Путь Москвы – это пятнадцатилетний путь в тупик, на свалку истории"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Иван Иванович, московское правительство на днях обсуждало столичный бюджет-2008. К бюджетной политике Москвы давно уже было много претензий, но новый бюджет просто поражает воображение, особенно в сопоставлении с федеральным бюджетом и с бюджетами крупнейших столиц мира. С одной стороны, на ЖКХ выделяется 1/3 бюджета, на образование немногим меньше, чем в федеральном бюджете, московский бюджет действительно является социально-ориентированным. С другой стороны, в Москве огромный дефицит, 100 млрд., доходная база бюджета — это в основном налоги, тогда как в крупнейших мировых столицах — это туризм. Эксперты отмечают ужасающую неэффективность расходования средств, многие траты, например, финансирование проектов в других регионах, вообще с трудом поддаются объяснению. От дорогой московской недвижимости бюджет почему-то получает гроши. То есть, в государстве есть город, в котором бюджетная логика принципиально отличается от логики бюджета страны, и абсолютно не делается ничего для повышения эффективности. Как пишет «Газета» московский бюджет формируется одним человеком по собственному усмотрению. Какова ваша оценка бюджетной политики Москвы?

Да, московский бюджет уникален в силу того, что большинство крупнейших предприятий России зарегистрировано в Москве и платит налоги здесь. Поэтому возможности у московского правительства по финансированию социальных расходов, а также инвестиционных программ существенно больше, чем у кого бы то ни было в России. С другой стороны, конечно, и я давно об этом говорил, мне кажется, что достигаемый московским правительством результат существенно меньше, чем можно было бы достичь при таких возможностях. То есть, на мой взгляд, бюджет, как и само правительство, абсолютно неэффективны, и москвичи даже не понимают, как много их денег тратится неэффективно.

Примеры простые — несколько сотен млн. долларов на посыпку улиц солью зимой, хотя очами видно, что несмотря на то, что деньги списываются большие, химикаты все равно покупаются не те, их мало и фактически каждый год проводится дурацкая кампания по их экономии, опять же за наш счет. В результате каждый год почти 400 млн. долларов испаряются, давая гнусный осадок на автомобильном лаке.

Стоимость импортной и отечественной (всем известного и «уникального» производителя) зеленой травы, которая семенами и в виде дерна активно высаживается в Москве повсюду, давно уже зашкаливает за 50-100 долларов за кв. м. Никто об этом просто не беспокоится, равно как и о тысячах взрослых деревьев, вырубаемых для так называемой точечной застройки, которая постоянно московским правительством одной рукой запрещается, а другой — разрешается.

Но московский бюджет жителям Москвы нравится — ведь в расчете на душу населения он существенно больше, чем в России, а другого — они просто не видели.. Понятно, что финансовая система московского правительства построена на том, что у людей, которые в ней работают, есть возможность с этими финансами достаточно эффективно работать самим, в своих интересах, откупаясь от москвичей подачками.

Ситуация — очевидна, но я не вижу возможности что-то изменить, особенно сегодня. Вообще-то это дело федеральных властей (раз уж от выборов мэров нам отказали). Но получается, что эти власти всем довольны, потому что Юрия Михайловича в очередной раз назначили руководить Москвой, причем он сохранил почти всю команду без каких либо серьезных изменений (хотя обещал). Вот и получается, хотя все упомянутые недостатки налицо, центральную власть он устраивает, как и все то, что творится в Москве. Кроме того, заручившись поддержкой Президента, у московских властей есть возможность вообще не обращать внимания на мнение федерального правительства, в том числе и на федеральные подходы к бюджетированию. Оно имеет это право не только по всем законам, но и потому, что поддержка федеральных властей — налицо. Это тот самый случай, когда Ельцин говорил — берите самостоятельности, сколько сможете. То есть, московские власти реально позиционируют себя независимыми от страны и очень хорошо себя чувствуют в этом качестве. Проводятся постоянные праздники, безумные траты в регионах, ведется экзотическая экономическая деятельность. Но зачем тут шуметь, если это всех устраивает?! Говорить о том, что что-то надо делать — конечно, правильно, но с другой стороны, кто это будет делать, если всего пару месяцев назад федеральная власть подтвердила, что ее в Москве все устраивает?!

Но если сравнивать с федеральным бюджетом, то при всей неэффективности и странности московского бюджета, на людей тратится много, и люди живут неплохо.

Конечно, ведь предприятия работают во всех регионах, и платят налоги в Москве. С другой стороны, люди просто не понимают, сколько они могли бы получать, если бы все делалось правильно и добросовестно. Это в разы больше, и по социальным программам, и по образовательным, и по инвестиционным и так далее. Сегодня фактически, речь идет лишь о подачках, которые московское правительство бросает народу и зарабатывает на этом популярность, прикрытие от неэффективности.

А на федеральном уровне такую политику проводить не получается?

Конечно, страна-то ведь наша — достаточно бедная. Посудите сами, Петербургу добавили несколько крупных налогоплательщиков, и там стало явно лучше. Явно!

В Москве же их — сотни. Да, в Москве, как вы правильно сказали, бюджет по образованию сопоставим с общероссийским, а ставка учителя — всего 6-7 тыс. руб. Посмотрите на любого учителя — разве он хорошо живет, разве так, как мог бы?! Конечно, лучше, чем в глубинке, но не так хорошо, как возможно. Я хочу еще раз подчеркнуть, что с московскими доходами можно сделать намного больше. Конечно, пенсии в Москве — выше, но все равно смешные, и достойной жизни, особенно в связи со специфической московской инфляцией, не обеспечивают. Из жилья пенсионеров выдавливают, повышая квартплату и коммунальные расходы. Да и Юрий Михайлович любит подчеркивать, что Москва — город для богатых, что бедным в ней делать нечего.

А если начать что-то предпринимать на уровне федерального центра?

Это — невозможно, потому что московская политика только что получила одобрение высшего должностного лица страны. Конечно, надо было бы заменить неэффективное правительство, искать компромиссы и с федеральными властями и с регионами. Да, у Москвы — столичный статус, но все социальные блага в Москве должны быть максимум вдвое выше по затратам на душу населения, чем в других местах. Фактически надо перераспределять, потому что люди, которые живут в Москве, не лучше остальных россиян, это не заслуга, и по сути дела, это будет порождать социальную напряженность в целом по стране. Большие инфраструктурные программы, на которые можно было бы излишние деньги разумно потратить — очевидны — это, например, более динамичное строительство метро, развитие другого городского транспорта вместо газелей, дорожное строительство (говорят, в Пекине, пока в Москве строили третье кольцо, почти за те же деньги построили целых пять). Пока метро строится очень медленно, жилищное строительство на самом деле, даже по сравнению с советскими временами в 2-3 раза меньше, городской транспорт — в отвратительном состоянии, школы и больницы — отнюдь не на высоте. Транспортные магистрали чудом держатся, чудом: совсем недавно не слишком серьезная авария моста парализовала половину города на двое суток! Конечно, жилищное строительство сейчас более заметно, т.к. это та самая гнусная точечная застройка, которую каждый год запрещают, но каждый год продолжают, и связанная с ним перегрузка коммуникаций и сетей, не говоря уж о вечных московских пробках и машинах на всех тротуарах. Не знаю, на каких условиях, не хочу говорить о взятках, но фактически инвесторы и девелоперы имеют возможность не компенсировать затраты на развитие инфраструктуры в полном объеме, садятся на то, что сделано еще в советское время и уже изношено. Это путь в тупик, но идет по нему московское правительство уже 15 лет. Конечно основной вопрос — о смене руководства. Посмотрите, Ресин, Малышков, Никольский, сколько им всем лет?! Ну, хорошо, Лужков — выдающийся, но ведь оказывается, что и вся его команда выдающаяся. Но так же не бывает! Сегодня в Москве типичная геронтократия, над которой мы смеялись еще в 80-е.

Если придут молодые, сразу изменится бюджетная логика?

Я думаю, что да, все и везде можно сделать разумно, но я не вижу этой возможности в реальности, потому что население будет поддерживать Лужкова. Население ведь не интересует источник богатства, не интересует то, что этот источник может давать существенно больше. Логика простая — этот хоть что-то дает, а те дадут или не дадут, еще неизвестно. Понятно, что для решения таких вопросов и существует высшая политическая власть, но она, почему-то наоборот, ситуацию закрепляет, а не пытается изменить.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.