Тема: Экономическая политика 27 апреля 2007 г.
Нещадин А. А
, исполнительный директор Научно-благотворительного фонда «Экспертный институт»

"Основные направления развития народного хозяйства или задачи новой российской пятилетки"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Андрей Афанасьевич, от вчерашнего Послания Президента Федеральному собранию все ждали, что это будет подведение итогов и не более, однако оно оказалось весьма насыщенным и направленным в будущее. Президент затронул все наиболее значимые направления, назвал конкретные сроки и суммы необходимых вложений. Каковы Ваши впечатления от послания? Можно ли говорить о том, что все обозначенное Президентом реализуемо?

Во-первых, основная часть предполагаемых вложений, за исключением ВПК, АПК, может быть, еще ряда тем, все-таки рассчитана на государственные корпорации. Поэтому так часто в Послании Президента звучали слова, что мы создадим для этого специальную корпорацию, создадим для этого специальную структуру и так далее. Пункт номер два – практически по очень многим позициям у нас просто нету другого выхода, ну например, возьмите химпром, который сейчас резко увеличивает производство полиетилена, и других химических веществ только по одной простой причине – что природный газ прокачать он более не в состоянии. Ряд наших перерабатывающих мощностей хотели бы поставить, но не могут быть поставлены, из-за нехватки электроэнергетики в ряде районов, у нас нет дополнительных мощностей. То есть, производство электроэнергии на сегодняшний день, необходимость реформы, план ГОЭЛРО-2, как было сказано, не то, что необходимы, у нас просто нет другого выхода. То есть, по сути, Президент в послании озвучил основные направления развития народного хозяйства, которые звучали на съездах КПСС. По сути, я бы сказал, что были поставлены задачи новой российской пятилетки.

Вообще дефицит электроэнергии сегодня становится тормозом для введение в строй новых объектов нефтепереработки, реконструкции металлургического производства, реализации национальной программы «Доступное жилье», освоение новых месторождений Это можно показать на примере Богучанской ГЭС, ее готовность в 1990 году оценивалась в 70%, за 15 лет строительная готовность увеличилась до 80%. Пуск ГЭС дает возможность начать освоение юга Красноярского края и Эвенкии, где имеются запасы нефти, газа, полиметаллов. Также дополнительная электроэнергия дает возможность начать реконструкцию КрАЗа и Братского алюминиевого комбината, развитию и реконструкции предприятий нефтепереработки. В этом году, по заявлениям экспертов, потребление электроэнергии в России достигнет уровня 1990 года и будет расти в дальнейшем. Поэтому реализация программы ввода новых мощностей в ближайшие 5 лет имеет решающее значение для экономики. Стоимость программы только по РАО ЕЭС оценивается в 3 триллиона рублей. Причем увеличивается потребление угля и сокращается потребление газа в выработке электроэнергии

Росатомэнерго также имеет свою программу развития, которая предусматривает ввод не менее 20 новых энергоблоков, а соответственно и увеличение производства ТВЭЛ. Кроме того, Росатомэнерго примет участие в тендерах на строительство энергоблоков в других странах, в том числе и в Китае., разработке месторождений урана и его дальнейшего обогащения, используя российский технологии.

Ресурсы для реализации этого – будут не бюджетные ресурсы. Это будут деньги государственных корпораций, которые будут направляться на инвестиции, в этом маленький секрет, это не те деньги, которые сначала попадут в бюджет, а потом будут направлены на подъем промышленности, а это будут инвестиционные деньги самих корпораций. Львиная их доля будет идти на формирование государственного заказа. То есть, озвучен пятилетний, по отдельным направлениям – семилетний, план развития России.

Хорошо, Госкорпорации будут инвестировать в строительство крупных объектов, атомных электростанций, например. Но Президент говорил еще о куче социальных проектов – это, например, жилье, куда должны направляться огромные средства. Откуда будут браться эти деньги?

Если брать вопросы жилья, то цифры озвученные Президентом назывались во многих работах. По опыту других стран, в том числе, и Китая, можно сказать, что ипотека начинает эффективно работать, приводя к снижению цен, по достижении объемов строительства для нас это порядка 120-130 млн. кв. м. в год. В советские годы где-то в 1989 г., мы вводили по 70 млн. кв. м за год, сейчас мы вводим около 60, и то, это очень лукавая цифра, поскольку в эту отчетность вошло не только строительство крупных жилых домов, но так же и объекты, которые проходят по отчетности БТИ, то есть, индивидуальное строительство. Если вы расширили свой домик в деревне, то сами того не зная, стали исполнителем программы «Доступное жилье». Опыт показывает, что при таких темпах строительства жилья и в условиях значительного спроса на него, ипотека чаще всего приводит только к росту цен на жилье. Поэтому вопрос резкого увеличения темпов и объемов строительства жилья – это задача, которую необходимо решать для того, чтобы работала ипотека.

Я еще раз подчеркиваю, что все перечисленные выше программы, которые озвучил Президент, не являются какими-то выдуманными, это программы, которые просто необходимы.

В одном из комментариев на OPEC.Ru Вы сами говорили, что в жилищном строительстве у нас сейчас не хватает мощностей, и именно это ограничивает возможности увеличения предложения на рынке недвижимости.

Да огромная программа, по восстановлению ЖБИ и ЖБК, это вопрос кадров, это очень крупная программа. Но чтобы заработала ипотека, другого выхода нет.

Горизонты для этого строительства Президент задал, есть ориентир 2010 г., может быть, чуть больше. Реально ли выполнить эту задачу?

Если чуть больше – то реально. Сейчас начинается концентрация ресурсов, выстраивается система управления, но не система управления, о которой мечтали наши либералы, что рынок все поставит на свои места, а начинается нормальный государственный капитализм. То есть, если посмотреть, какие основные направления сейчас перекрыты государством, то это львиная доля, для частного бизнеса остается не так уж и много. Это машиностроение, пищевая промышленность, легкая промышленность и так далее.

Еще одно направление, о котором говорил Президент и которое кажется достаточно интересным – это пенсионка. Он предложил схему, что на каждую тысячу рублей, которую дают граждане, государство добавляет еще тысячу. На это тоже требуются значительные ресурсы.

Далеко не факт. Речь идет о дополнительном пенсионном обеспечении, вы будете вкладывать свои деньги помимо обязательного пенсионного страхования. Такая практика сейчас существует, но только в крупных компаниях, типа Газпрома, но в этом случае не сам работник платит эти пенсионные деньги, а за него платит предприятие. Поэтому задача стимулирования того, чтобы люди сами о себе беспокоились – это неплохой шаг. Но возникает вопрос огромной неустойчивости негосударственных пенсионных фондов и страховых пенсионных схем, которые мы имеем. И это вопрос – можно стимулировать дополнительное пенсионное обеспечение, но без вектора на ужесточение контроля за чет налоговых льгот, ничего не получится.

А нет опасности, что при реализации сказанного Президентом мы получим существенную инфляцию?

Все эти направления не инфляционны. Инфляционным может быть только поручение о повышении на 60% пенсионного обеспечения, рост средней пенсии. Все остальное не будет иметь инфляционной накачки, - это нормальные инвестиционные проекты.

В основном это нормальные инвестиционные и инновационные проекты, которые вообще не скажутся на инфляции. До сих пор у нас таких проектов было не так уж много. Мелкие проекты были, быстродоходные проекты были, вариантов долговременных проектов, требующих огромных вложений, у нас не было. Есть такая цифра, что у нас не асфальтированно 50% населенных пунктов. Ясно, что нам сейчас нужен где-то миллион км. дорог. Здесь как раз вопрос во времени, потому что люди начинают уезжать из таких городов, уже не потому, что маленькая зарплата или что-то еще, они просто хотят жить в нормальных условиях, с нормальной канализацией, нормальными дорогами.

Вообще по развитию транспортной сети Россия значительно отстает от любых развитых стран. По такому показателю как количество дорог в км. на кв.километры площади страны, Россия занимает последнее место среди десятки развитых и развивающихся стран. Изношенность пути, отсутствие в необходимом количестве сортировочных путей не дают использовать большегрузные состава, более мощные тепловозы. На отдельных участках скорость поездов не превышает 30 километров в час. До сих пор страна не имеет качественной автотрассы Москва – Владивосток. Поэтому вложение средств в транспортную инфраструктуру необходимо в ближайшее время в значительных количествах. В списках проектов уже стоят скоростные дороги Москва- Санкт-Петербург, Москва- Сочи, автотрассы Москва – Санкт-Петербург, «Северное измерение» и т.д. Разрабатываются проекты платных дорог и речных переходов на основе государственно-частного партнерства. Данные проекты также рассчитаны на 5-7 летний срок и в своей основе будут финансироваться из средств АО «РЖД» и бюджетов разного уровня.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.