Тема: Политика, Финансовый рынок | 28 декабря 2007 г. |
директор Автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов» "Нельзя исключать возможности радикального изменения общей конструкции федеративного устройства" Ваш комментарий* |
Уходящий 2007 год войдет в историю, прежде всего, как год выборный. Многие решения властей в экономической и социальной сферах, в области внутренней и внешней политики были продиктованы желанием обеспечить максимально успешное завершение избирательной кампании. О том, чем запомнится год уходящий и чего можно ожидать в наступающем 2008 году, размышляет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Касаясь вопроса финансовых взаимоотношений федерального центра и регионов, можно констатировать, что в целом в 2007 году в России продолжились процессы фискальной централизации. Год показал, что у федерального центра достаточно экономических и политических ресурсов, чтобы влиять на развитие тех или иных регионов. Многих губернаторов отправили в отставку в уходящем году как раз по причинам, связанным с финансовыми аспектами их деятельности. В то же время федеральный центр продолжал реализацию масштабных, прежде всего приоритетных национальных проектов, через которые перераспределялся значительный объем финансовых ресурсов. Помимо этого, в той или иной степени обрел новые очертания механизм взаимодействия центра с Дальним Востоком. Были приняты полномасштабные планы по развитию региона, в том числе Владивостока, в связи с предстоящим в 2012 году форумом АТЭС. Продолжалась реализация программы развития Сочи, получившая импульс после решения о проведении Олимпиады. В свою очередь, в регионах в уходящем году снижался интерес к развитию и совершенствованию формализованных финансовых отношений с федеральным центром. Это было связано с тем, что к настоящему времени уже устоялись и утвердились стандартные процедуры выделения регионам финансовых ресурсов. В частности, в результате существенных изменений бюджетного законодательства, а также принятия разного рода нормативных правовых актов федерального правительства более-менее закрепился порядок формирования и распределения дотаций, субсидий и субвенций, направляемых в региональные бюджеты. Одним из немногих исключений можно считать неурегулированность процедур предоставления инвестиционно направленных субсидий. В то же время на местах при такой потере интереса к перераспределению финансовых ресурсов из центра развивалось дополнительное региональное самосознание в части реализации различных проектов, интересных именно для конкретных регионов. Так, вслед за Санкт-Петербургом в целом ряде субъектов стали появляться проекты, связанные с созданием заводов с участием иностранных инвесторов, прежде всего в автомобильной промышленности. Началось строительство новых автомобильных и железнодорожных магистралей (например, на Урале). Таким образом, в регионах ярко проявилась почти отсутствовавшая ранее возможность оторваться от решения исключительно текущих задач в пользу попыток сконструировать более долгосрочные направления развития. Косвенным выражением этого процесса стало, в том числе, и значительное увеличение числа принятых и утвержденных стратегий социально-экономического развития регионов. Они активно принимались в уходящем году на разные по длительности периоды. Хотя такие стратегии и носят в большей степени декларативный характер, именно они могут, на мой взгляд, служить своеобразным индикатором перехода от фазы приоритетного внимания к решению текущих задач к этапу выстраивания долгосрочных планов социально-экономического развития субъектов федерации. Выборы в Госдуму и приближающиеся выборы президента в некоторой степени «скорректировали» общие тенденции развития, вынудив региональных лидеров обратить повышенное внимание на задачи текущего характера. Если же говорить о продолжении в будущем году тенденций централизации финансовых ресурсов, повышения самообеспеченности некоторых регионов, роста их потенциальных возможностей, то предсказать дальнейшее развитие ситуации сложно. Причина в том, что, скорее всего, грядущие выборы вновь отвлекут внимание региональных лидеров на решение краткосрочных задач, например, на уже заявленное повышение зарплаты бюджетникам, в ущерб развитию тех же инвестпрограмм. К числу оперативных задач можно отнести и необходимость встраивания старого госаппарата в новые «рамки», определяемые новой Думой, новым президентом и новым федеральным правительством. Несмотря на ожидаемую неизменность политического курса, своеобразная притирка обновленных федеральных органов и региональных элит продлится как минимум в течение первого полугодия 2008 года. В связи с этим, можно ожидать, что некоторые регионы будут испытывать сложности в решении текущих задач и в начале года, и в конце, когда возникнет осознание упущенного времени в сфере реализации долгосрочных планов развития. Возможно, наиболее важным событием именно 2008 года станет широкое распространение практики средне- и долгосрочного планирования. В году уходящем на федеральном уровне это проявилось во введении практики принятия 3-летнего бюджета, а на региональном уровне отмечалось пока лишь в экспериментальном режиме, в отдельных субъектах. Хочется надеяться, что с середины 2008 года, в условиях большей определенности политического процесса, по крайней мере, на ближайший четырехлетний период, государственные деятели на разных уровнях, в том числе региональном, смогут планировать свою деятельность на более долгосрочную перспективу. В целом, обстановка внушает оптимизм по отношению к вопросам социально-экономического развития как страны в целом, так и регионов. Некоторая оговорка - возможное влияние внешних факторов, в виде, например, снижения цен на энергоносители. Это может сильно откорректировать общий ход процесса и привести к новым неожиданным последствиям, в том числе и в сфере регионального развития. Нельзя исключать и возможности радикального изменения общей конструкции федеративного устройства России, которая может быть предложена новыми органами власти в 2008 году. |