Тема: Кадры | 27 апреля 2007 г. |
директор Автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов» "Я уверен, что ситуация на «бюрократическом рынке труда» в 2008 году станет еще более напряженной, чем сейчас" Ваш комментарий* |
Владимир Викторович, по данным Росстата, чиновников в стране за 2006 г. стало больше на 8%, или на 115 тыс. человек. При этом в чиновники люди идут из частного сектора, особенно в регионах, где их привлекают чиновничьи зарплаты и режим работы. Сейчас у нас армия чиновников уже выросла до 1 млн. 600 тыс., - содержать такой аппарат крайней дорого. И это все при том, что административная реформа должна была привести к сокращению числа чиновников за счет повышения эффективности их работы. Как Вы оцениваете происходящее, и к каким последствиям все это приведет, что мы получим в результате? Говорить в точных числах о росте количества чиновников или о сокращении их в целом по стране или в рамках отдельных регионов всегда очень сложно. Вызвано это тем, что помимо чисто механического изменения, нужно оценивать и разного рода сущностные изменения. Иногда просто целый ряд категорий служащих «записывается» в чиновники. Недавно был случай, связанный с переводом мировых судей в государственные гражданские служащие, которые ранее такого статуса не имели. Кроме того, в прошлом году рост количества чиновников во многом был связан с реформой местного самоуправления. В результате реформы только количество муниципальных образований возросло на несколько тысяч, и, следовательно, резко увеличилось число муниципальных служащих. Насколько затратно для государства содержать большой чиновничий аппарат? Вопрос риторический, хотя и весьма субъективный и неоднозначный. Можно соглашаться или не соглашаться с тем, готова ли страна перенести такой объем чиновничества, достаточно ли служащих для реализации задач, стоящих перед государством. В той же прессе, несмотря на избыток государственных и муниципальных служащих, нередко звучит вопрос, что по целому ряду направлений чиновников у нас не хватает, и поэтому возникают ненужные очереди, растет социальная напряженность. Что касается оценки результатов проведения административной реформы, то, на мой взгляд, нельзя говорить о том, что пока эффект реализованных действий в рамках этой реформы не имеет существенно значимого характера. Например, ряд мероприятий, задуманных при осуществлении реформы на уровне федеральных ведомств в 2004 г., когда формировалась новая конструкция министерств, агентств и служб, без сомнения, просто провалился. Самый яркий такой пример – стремление ограничить во всех федеральных министерствах количество заместителей министра до двух. Что делать дальше в этой ситуации? Рецепты уже хорошо известны, но, боюсь, что во многом сейчас они будут в некоторой степени невосприимчивыми из-за того, что Россия вновь вступает в серьезный политический цикл, когда в 2007-2008, после проведения выборов, наверняка образуется некий отряд свободных трудовых ресурсов, которые из старых команд чиновничества должны будут каким-то образом вновь трудоустроены в условиях новой Государственной Думы, новой Администрации Президента, нового Правительства и других изменений. Можно уверенно предположить, что ситуация на этом рынке труда в 2008 году станет более напряженной, чем сейчас. При этом коррупционная емкость у нас не снижается? Чиновников становится больше, ставки взяток остаются прежними? В результате общий коррупционный оборот увеличивается? Вопрос, связанный с коррупцией, особый, и, наверное, он должен быть рассмотрен особо. Я бы не стал давать прямых оценок о взаимосвязи между ростом количества чиновников и снижением коррупционности, потому что и то, и другое недоказуемо и сложно оцениваемо. |