Тема: Политика 27 августа 2007 г.
Грачев И.Д.
председатель Общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства»

"России просто необходим специальный закон об управлении госпакетами акций предприятий!"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Иван Дмитриевич, спикер Совета Федерации Сергей Миронов, видимо, решил, что пора начинать предвыборную кампанию, и предложил вернуть обманутым вкладчикам их деньги, причем сделать это должно государство. Осчастливить Миронов предлагает не только жертв финансовых пирамид, но и вкладчиков Сбербанка, которые потеряли деньги в начале 1990-х гг. Для этого необходимо выпустить ценные бумаги, обеспечением которых будут разведанные месторождения и государственные объекты недвижимости, приносящие постоянный доход. Кроме того Миронов считает возможным и казахстанский вариант, то есть пересчет всех долгов государства перед гражданами по курсу доллара на 1 января 1992 г. Насколько экономически опасны такие политические заявления? Граждане воспримут идеи и начнут требовать их исполнения от действующей власти, а вовсе не от Сергея Миронова? Не являются ли его предложения политической безответственностью?

По Сбербанку картина совершенно однозначна.

Мы же иностранные долги выплачиваем. На момент 1992 г. иностранные и внутренние долги были примерно эквивалентны. А дальше было принято решение, что иностранные долги мы будем в полном объеме платить, и опережающими темпами, как только пошел поток нефтедолларов. Внутренние долги фактически пытались аннулировать, хотя потом все-таки признали, тем не менее, скорость их выплаты несопоставима с выплатами иностранных долгов. Вообще говоря, это неверное отношение к своим гражданам: нормальная страна всегда дает «зеленую линию» своим гражданам, а иностранные граждане всегда стоят в очереди. Это означает, что как минимум надо было синхронно выплачивать те и другие долги. В этой части нет ни малейших сомнений в том, что идея Миронова правильная, что это делать надо — мы и возможностями располагаем, и в принципе государство должно отдать долги своим гражданам.

Относительно обманутых вкладчиков по пирамидам в недвижимости картина несколько другая. С моей точки зрения, принципиально оценка Миронова опять-таки правильная. Действовали не очень хорошие правила на этом рынке. Но дальше 214-м федеральным законом изменили правила так, что «вылетели в трубу» не только реальные мошенники, которых я думаю было не больше 20% на этом рынке, но и 80%-90% тех компаний, которые честно работали и по два-три раза квартиры не продавали. Если копнуть глубже, то выяснится, что, к примеру, в секторе московской недвижимости 1-2 дома покрывали все долги компании, которая обанкротилась. Но операции по закону выглядели так, что ни вкладчики ничего не получили, ни исходная компания за собой ничего не оставила. То есть, по сути, был организован достаточно серьезный передел недвижимости, в первую очередь, земли, с помощью 214-го закона. И понятно, что за это отвечает, прежде всего, государство, — это оно «нарисовало» такие законы, а Госдума их в присущей ей манере абсолютно необдуманно приняла.

Мы и раньше на OPEC.Ru говорили, что будет после принятия 214 закона! Существенную часть ответственности государство должно взять на себя, поскольку его ошибки привели примерно в 60% случаев к этим потерям. Но это не исключает преследования мошенников, их надо преследовать, отбирать собственность, и рассчитываться с дольщиками.

С вкладчиками финансовых пирамид картина особенная. В большинстве случаев вкладчики осознано шли на риск. Да, пирамиды давали агрессивную рекламу, государство с опозданием принимало законы, которые были способны ограничить их деятельность. Но все же большинство соратников Лени Голубкова были обмануты «по собственному желанию». Конечно, и тут возможны исключения. Но, например, Мавроди — это была очевидная пирамида — и по масштабам, и по технологиям привлечения денег. Тут уж я думаю, что все нормальные люди понимали, что это пирамида, которая лопнет. Но вопрос — стоит рисковать и вкладывать, или не стоит, каждый для себя решал сам, за исключением совсем уж неграмотных людей. А были и нормальные компании, то, что сегодня называется ПИФами, которые деньги превращали в акции, но их тоже накрыли как пирамиды. В большинстве случаев с пирамидами ситуация была очевидна и государство ответственности по этим долгам нести не должно.

Итак, резюме такое — по части сбербанковских вкладчиков я на 100% согласен с Мироновым, эти долги надо выплачивать, и ничего придумывать не надо: и собственности, и резервов у государства достаточно, чтобы с этим долгами расплатиться. А по части обманутых вкладчиков по недвижимости, я думаю, нужен дифференцированный подход. Часть надо взять на себя, а часть — возвращать через украденную недвижимость и уголовные дела.

В части вкладчиков Сбербанка было примерно $250 млрд. долгов, может быть, немного меньше. Примерно половина из них не будет предъявлена — часть денег уже выплатили, на часть денег утеряны документы, то есть, порядка $100 млрд. придется отдать. Это не проблема по резервам, которые есть у страны, можно совершенно спокойно за пару лет выплатить эти долги, тут нет ничего сложного, и никаких ценных бумаг выпускать не надо.

В части недвижимости людям можно предоставить целенаправленно выстроенные квартиры. Зачем им деньги давать?

Кроме того, в госсобственности у страны осталось в Газпроме порядка 50%, РАО ЕЭС — порядка 50%, многие оборонные предприятия остались в руках у государства, недра — в руках у государства, земли в основном в руках у государства, реально 70% активов осталось в государственном владении. И нормальное управление этой собственностью позволило бы в нужных объемах получать доходы, чтобы отдать долги людям. Другое дело, что нет нормального управления. Вот РАО ЕЭС, что там происходит реально?! Продажи ОГК в среднем по 600 долларов за киловатт мощностей происходят. А за сколько достраивается Бурейская ГЭС, за сколько ремонтировались все эти станции? В среднем они по 3 тыс. долларов за киловатт обходились, и выше. Что же происходит?! Одной рукой — строительство мощностей по 3 тыс. долларов за киловатт, а другой рукой — продажа по 600 долларов за киловатт. Назвать это нормальным бизнесом для собственника, нормальным управлением трудно. И я думаю, что большинство госсобственности сегодня управляется в таком же режиме. Мы предлагали: давайте, сделаем закон об управлении госпакетами акций, который бы регламентировал, что можно, и что нельзя, но до сих пор он категорически не принимается.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.