Тема: Политика 21 февраля 2007 г.
Грачев И.Д.
председатель Общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства»

"На период 2008 – 2012 гг. Министерство обороны должно быть деполитизировано"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Иван Дмитриевич, теперь в правительстве четыре вице-премьера. Официальные документы Фрадковым еще не подписаны, при этом полномочия между вице-премьерами уже четко распределены. Иванов будет заниматься инновациями и гражданской промышленностью, при этом в его подчинении окажутся сразу несколько министерств. Медведев чем занимался, тем и будет заниматься. За Жуковым останется макроэкономика. Нарышкин – внешняя торговля, отношения с СНГ и под его руководством останется аппарат правительства. Какова Ваша оценка произошедшего, чего в этом больше – политики или экономики? Удастся ли, Иванову, который 6 лет проработал министром обороны, добиться существенных успехов на новом посту?

Оценка в целом – мягко позитивная, но она скорее идет от предыдущего негативного опыта. Все слышали слова об инновационном развитии, о том, что надо повышать долю экономики знаний. Этим словам уже много лет, и Греф говорил, и Кудрин говорил. Но по факту, реально при этом доля сырьевой составляющей нарастала. Я думаю, что сейчас на уровне 50% и выше, точно знаю, что в экспорте уже 2/3 сырье, в инвестиционной составляющей более половины сырья. Это значит, что гарантировано лет через пять, после инвестиционного цикла, и в ВВП страны более половины будет составлять сырье. И вообще говоря, никаких таких причин, почему вдруг эта тенденция изменится, не видно. Это естественный процесс, потому что на сырье есть спрос. Он был 500 млрд. долларов, сейчас, я думаю, ужен под триллион долларов. А на нашу науку, если считать, что в основном это идет через экспорт оборонки, то есть, старые знания, накопленные на самолетах, ракетах и на всем остальном, спрос составляет 6-10 млрд. долларов. А инвестиции всегда ориентируются на долгосрочный спрос, соответственно, инвестиции в сырье и идут, и выше в десятки раз, чем в экономику знаний, и будут еще в десятки раз выше. Если не организовывать перераспределение ресурсов, целенаправленное, через налоги, таможенные сборы и т.д., то эта болтовня так болтовней и останется.

Мне кажется, что некий шанс у Иванова есть, с учетом его опыта работы в ОПК, убедить, что надо от болтовни переходить к делам. То есть, брать наш пакет «Инновационная Россия», он готовый, там есть налоговые преференции, там есть понятие инновационной деятельности, есть понятие инновационного малого бизнеса и так далее. Пожалуйста, бери за основу и делай. Надеюсь, что какие-то практические шаги в этом направлении он будет делать.

А по остальным назначениям – ничего особенного, мне кажется, нет.

Есть еще глава ФНС во главе Минобороны.

Это чисто политическая история. Она, мне кажется, связана с тем, что не хотелось бы координации министерства обороны при сложном течении выборов. Поставили фигуру, которая вряд ли может быть координирующей в Министерстве обороны в ближайшей исторической перспективе. Мне кажется, что это деполитизация Министерства обороны на ближайшие годы.

Назначение Иванова – это все-таки политическое назначение или экономическое?

И то, и другое. Для меня это с высокой вероятностью определение преемника, я посчитал, что более половины вероятности. И это признание того факта, что либеральные экономисты, которые пытались рассказать про инновационное развитие, по факту мало что смогли сделать в этом направлении. Пусть другой попробует – с другими рецептами, с другим опытом.

А не опасно преемника ставить на такое ответственное направление?

Я гиперболизировал, потому что еще все неоднозначно, примерно 60 на 40. Я думаю, что у Иванова есть все шансы на сегодняшний день, учитывая, что налоговую реформу провести легко, налоговые маневры в условиях такого потока нефтедолларов, при наличии такого огромного Стабфонда и золотовалютных резервов, проблемы не представляют. Без всякого риска можно провести серьезные налоговые преференции инновационным отраслям. Добиться значимых результатов в короткие сроки, мне кажется, очень просто на данном этапе.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.