Тема: Малый бизнес 03 мая 2007 г.
Грачев И.Д.
председатель Общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства»

"Эффективность рыночной экономики определяется малым бизнесом, а не супермонополиями"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Иван Дмитриевич, по данным Росстата малый бизнес растет гораздо быстрее экономики. В январе – сентябре прошлого года его оборот вырос на 17%, а инвестиции – на 25,9%. При этом рост числа малых предприятий почти 5%. Если посмотреть на то, как оценивают положение малого бизнеса эксперты, то складывается картина, что малому бизнесу живется несладко, потому что административное давление, и коррупционное давление, налоги, и вообще все плохо. Однако данные статистики это опровергают, - оказывается, малому бизнесу живется хорошо, - 106 млрд. рублей инвестиций за 3 квартала, это немало. Чем это объясняется, насколько верна эта статистика, насколько она отражает реальное положение дел?

Я полагаю, что, скорее всего, это объясняется факторами перестроения системы. Я думаю, что постоянно идут изменения самого понятия малого предпринимательства. К сожалению, я вот так сразу не могу сказать, с какими конкретными изменениями в течение прошедшего года это связано. Я думаю, что это, в том числе, связано с регистрацией малых предприятий, с изменением статуса индивидуальных предпринимателей на малый бизнес, перестроение крупных предприятий с расчленением на малые предприятия. У меня нет субъективного ощущения по общению с предпринимателями, что действительно условия для них улучшились, и молодые люди пошли делать свое дело.

В мае будет съезд, где мы проверим, что точнее описывает ситуацию – статистика или мои и малых предпринимателей субъективные ощущения. Субъективные ощущения не соответствуют статистике, поэтому я думаю, что это уже второй раз повторение ситуации – уже один разок было, когда меняли правила игры в Налоговом кодексе и других документах. Я думаю, что просто изменилась система и часть индивидуальных предпринимателей и часть крупных предприятий стали регистрироваться как малые предприниматели.

Одно из предположений, с чем это может быть связано, это то, что малый бизнес приспособился к той среде, которая есть, научился в ней действовать, смирился с тем положением вещей, которое есть, и начал более-менее эффективно развиваться.

Я думаю, элемент правы в этом есть. Те, кто на этом рынке выжил, знают правила игры, умеют работать с чиновниками, давать взятки в нужных объемах. Понятно, что такая особенность есть. Но сказать, что при этом идет форсированный бурный рост, вдруг на 20% в год рост вложений в малый бизнес, отдача от них выросла – я поостерегусь, вряд ли это правда, думаю, что это неправда.

Многие эксперты ратуют за то, чтобы кардинально изменить систему, и тогда у нас будет развиваться малый бизнес, который во всем цивилизованном мире является основой развития экономики. Но если изменить систему, то не получится ли так, что на какой-то период времени мы будем опять отброшены назад, потому что бизнес опять будет приспосабливаться, осваиваться?

Я думаю, что всегда надо идти от цели, - какие у нас цели? Я уверен, что эффективная рыночная экономика, рыночная ее составляющая, определяется малым бизнесом, а не крупными предприятиями, супермонополиями. Например, сверхмонополии, транснациональные компании мало чем отличаются от госпредприятий, недаром в Германии или Франции огромная доля государства в таких предприятиях. Или в том же Боинге, Айрбасе огромная доля государства - потому что у них другие задачи. Грубо говоря, законы больших чисел, которые позволяют правильно определять рыночные стоимости. Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, она определяется, когда много участников работает в ее оценке. В этом смысле задача малых предприятий – это давать правильные оценки рыночных стоимостей, и чем их больше, тем эффективнее решается эта задача. Для страны класса России нужно порядка 10 млн. малых предприятий для того, чтобы эффективно решать эту задачу. Их нет – значит, нет настоящего рынка. Эту целевую установку каким-то образом надо воплощать, достигать этой цели. Понятно, что лучше всего это делать методами, которые минимально искажают существующий порядок вещей. Это снижение налогов. Это не какие-то целевые подачки отдельным малым бизнесменам, приближенным к чиновникам, это общее снижение налогов. Если мы посмотрим на другие страны, США – приход Буша к власти, то он сразу пошел в уличную лавочку и сказал, что мы снижаем налоги на малый бизнес. И рванули с 2% до 4% с лишним в экономическом росте, нужен был срочный форсированный подъем.

Или Эмираты говорят – мы полностью отменили налоги на малые инновационные предприятия. И у них появились хай-тековские предприятия. Есть цель, и эта цель, прежде всего, должна достигаться налоговыми преференциями. Поэтому я записываю в своей программе, что надо любыми средствами создавать хорошие налоговые условия малым предприятиям. Понятно, что это не исчерпывает экономику в целом. Есть транснациональные компании, которые должны бороться на глобальных рынках, есть госсобственность – оборонная, инфраструктурная, там другие правила и другая работа. Но есть и, например, малые инновационные предприятия – почему бы нам как Эмиратам не отменить для них налоги, что в этом было бы такого плохого? Их у нас копейки, они налогов платят 1% от малых предприятий, в бюджете страны это смешная сумма. Если таким предприятиям сейчас полностью отменить налоги – ну и замечательно, будут появляться такие предприятия без существенных ущербов для бюджета и для других бизнесов.

Обычно говорят – а, туда жулики рванут! Но это надо доказывать. Я такое по прибыли однажды в законе вводил – налог на прибыль не платили малые предприятия в первые годы, в 1993 г. мы такой закон делали, и не было претензий у налоговых служб, ничего такого в массовом порядке не происходило.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.