Тема: Законодательство 11 мая 2007 г.
Дмитриева О.Г.
депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам.

"Правительство извратило ряд наших предложений по налоговым льготам для научных и образовательных учреждений"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Оксана Генриховна, сейчас в Думе на рассмотрении находится пакет налоговых льгот для организаций, занимающихся наукой, образованием и инновациями. Насколько я знаю, он внесен Правительством, но, по сути, представляет урезанный и измененный вариант того пакета, который вносили Вы с коллегами. Поясните, пожалуйста, что в представленном проекте сохранилось от первоначального замысла?

Во-первых, сохранилась льгота для Российского фонда технологического развития – туда можно перечислять уже не 0,5% от расходов, а 1,5%.

Осталось некоторое расширение перечня расходов для предприятий, которые находятся в упрощенной системе налогообложения. Они могут относить туда расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Далее – сохранилась исключение при расчете налога на добавленную стоимость расходов на патентование и получение лицензий.

Полностью была извращена льгота по налогообложению средств, которые направляются безвозмездно упреждениям науки и образования. В нашей редакции было: «все средства и все имущество, которое безвозмездно перечисляется организациям науки и образования, не облагаются налогом на прибыль». Правительство эту льготу перевернуло с ног на голову. В их редакции, внесенной в ГД, не облагаются налогом на прибыль средства, поступающие из фондов поддержки науки и образования, по перечню, указанному Правительством – это просто иезуитство и издевательство.

Для чего предназначалась наша льгота? Прежде всего, чтобы средства, которые перечисляются фондом поддержки науки и образования, которые не используются в текущем году, а накапливаются, инвестируются с тем, чтобы или аккумулировать, или получать инвестиционный доход, не облагались налогами на прибыль. Потому что сейчас все те средства, которые поступают в фонды или на предприятия, которые считаются некоммерческими организациями, не использованные в текущем финансовом году, облагаются налогом на прибыль. Таким образом, при функционировании этих эндаументов, о которых ныне так много говорят, все средств, идущие на инвестирование, облагаются налогом.

И второе – есть предприятия, допустим, те же самые открытые акционерные общества, которых очень много, и куда сейчас Правительство напрямую вкладывает бюджетные средства. Эти коммерческие предприятия работают с грантами, в том числе, на безвозмездной основе. Они выполняют различные работы по совместным программам, в т.ч. некоммерческим, им после этого часто передается оборудование и т.д. И все эти средства облагаются налогом на прибыль, и их-то мы хотели освободить. Правительство все переиначило, и в итоге все это подпадает под налогообложение. Это существенный тормоз для развития фундаментальной науки, которая может жить за счет средств, которые ей передаются безвозмездно. Потому что если есть договор на выполнение научно-исследовательских услуг, которые имеют конкретный результат - это прикладная наука, а если нет – то фундаментальная, в которую передаются безвозмездно и средства, и имущество.

До этого я говорила о наших предложениях, которые вроде как присутствуют, но в извращенном виде. Теперь несколько слов о тех принципиальных льготах, которые не прошли. Не прошло предложение об освобождение инновационных предприятий, учреждений науки и образования от налога на имущество и налога на землю. Не прошла инвестиционная льгота для учреждений науки и инновационных предприятий, не прошло изменение функционирования наукоемких предприятий, для которых действует упрощенная система налогообложения. Мы предлагали увеличить границу перехода на УСН с 20 до 70 млн. рублей, и предлагали для них открытый перечень расходов, это не прошло. Не прошла также льгота по освобождению от налога на прибыль у доноров, то есть, у тех предприятий, которые безвозмездно перечисляют средства на науку и образование. То есть все принципиальные льготы не прошли, плюс не прошло снижение единого социального налога для научных и инновационных предприятий, несмотря на то, что напрямую об этом было сказано Президентом на встрече в Зеленограде.

Еще один злободневный вопрос, касающийся учреждений науки. Многие в РАН опасаются, что по новому Бюджетному кодексу все доходы, которые получают, например, НИИ, должны направляться в федеральный бюджет.

Да, есть такая опасность. Но пока что есть противоречие Закона о бюджете и Бюджетного кодекса. В Законе о бюджете говорится, что деньги идут на счет Казначейства и учитываются по отдельной смете. То есть, эти средства, которые получаются бюджетными учреждениями, в принципе могут ими использоваться. Выходит, что в Бюджетном кодексе написано одно, а в проекте Закона о трехлетнем бюджете написано другое. Пока в законе «на три года» в целом предусматривается право через казначейство использовать эти средства. Конечно, с ограничениями – они не могут вкладываться в другие предприятия, нужны специальные разрешения. Вообще на сегодня в законопроекте очень много таких статей, противоречащих принятому Бюджетному кодеку.

Но поскольку трехлетний бюджет будет последним по времени законом, то он и будет выполняться. Наверное, для юридической чистоты нужно будет приостановить действие статьи бюджетного кодекса.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.