Тема: Банковская система 20 июня 2007 г.
Буздалин А.В.
Вице-президент "Интерфакс Бизнес Сервис"

"Инициатива РСПП своевременна и очень полезна"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Алексей Владимирович, Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с инициативой создания Консультативного совета Банка России. Это предложение, как заявляют в РСПП, основано на анализе международного опыта. Совет не должен пересекаться по составу с Национальным банковским советом и профильным думским комитетом, должен быть подотчетен исключительно главе Центробанка. Главная цель совета – обеспечивать экспертную поддержку реформирования системы банковского надзора и проведения кредитно-денежной политики. В Совет должны войти около 20 экспертов, которые будут работать безвозмездно и собираться раз в полгода, а если потребуется то и чаще. Нужен ли сейчас такой орган, и как вообще сейчас обстоят дела с экспертной поддержкой деятельности ЦБ?

Эта радостная и крайне позитивная новость, действительно, впервые речь идет о создании экспертного совета, к мнению которого ЦБ может прислушиваться. До настоящего времени ЦБ крайне редко обращался за консультациями к внешним аналитикам и консалтинговым структурам, за редким исключением. По достаточно сложным вопросам, например, по взаимодействию с МВФ, - это были преимущественно иностранные консультанты. Что касается привлечения экспертов внутри России, как правило, ЦБ полагался исключительно на собственные силы.

Единственное, есть некое опасение, что создание такого совета может носить исключительно декоративный характер, и его существование будет всего лишь моральным оправданием политики ЦБ, в частности, касательно вопросов банковского регулирования, где ЦБ будет время от времени ссылаться на мнение экспертного совета, тем самым, снимая существующее напряжение во взаимодействии с коммерческими банками.

Хотя, я бы еще раз хотел подчеркнуть, что из этой затеи может получиться много хорошего – лишь бы эта идея не выродилась в появление очередного декоративного института.

А возможны какие-либо предохранители от создания такой ситуации?

Никаких предохранителей при данной конструкции быть не может, потому что речь идет о том, что этот совет будет подконтролен исключительно главе ЦБ. Соответственно, то, насколько ЦБ будет готов прислушаться к мнению сторонних экспертов и аналитиков, ровно такую роль он и будет играть.

В действительности, значимость такого совещательного органа станет очевидна только после того, как определится его состав – эксперты с именем и репутацией согласятся работать толь в том случае, если экспертный совет будет играть значимую роль.

А с Вашей точки зрения, ЦБ сейчас склонен проводить единоличную политику или все-таки склонен прислушиваться к мнениям экспертов?

Мне кажется, что если мы посмотрим на то, что происходит в российской банковской системе и сравним результаты банковских реформ в России с реформами других странах СНГ (в частности Казахстана), то мы увидим, что Россия в этом плане существенно проигрывает. Это существенно зависит от тех решений, которые принимает ЦБ. Я думаю, что неминуемо, рано или поздно встанет вопрос о том, чтобы все-таки существенным образом изменить тот вектор банковских реформ, которые сейчас проводятся в России. Поэтому я думаю, что появление консультационного экспертного совета необходимо и неизбежно.

А разве ЦБ проводит не такую же политику, как проводилась в Казахстане? Просто мы это делаем позже и в других условиях, поэтому не так хорошо получается.

Никто не мешал ЦБ начать проводить аналогичные меры раньше, чем в Казахстане. Основная проблема, как я себе это представляю – это половинчатость решений. Например, если смотреть на опыт внедрения МСФО, то формально сейчас все банки готовят отчетность по МСФО, но если мы сейчас посмотрим на эту отчетность, то увидим, что подавляющее число отчетности наших банков не может быть заверена международным аудитом. МСФО большинства российских банков получается путем трансформации существующей российской отчетности по тем инструкциям, которые предложил ЦБ. И таких примеров можно привести много – вроде бы, что-то делается, но это делается в лучшем случае половинчато.


© АЛ "Веди" 2007; www.vedi.ru.